Уважаемые ученики!
Мы с вами продолжаем изучать тему " Эволюция органического мира"
Задание .
1. Вам необходимо рассмотреть материал параграфов 39 - 42, повторить материал параграфов 37, 38.
2. Выучить основные понятия темы, которые выделены в тексте параграфа жирным шрифтом.
3. Сделать краткий конспект в тетради, используя материал учебника или предложенный ниже. Обращаю внимание тех, кто готовится сдавать ЗНО по биологии в будущем, обратить внимание на расширенный материал конспекта.
1. Вам необходимо рассмотреть материал параграфов 39 - 42, повторить материал параграфов 37, 38.
2. Выучить основные понятия темы, которые выделены в тексте параграфа жирным шрифтом.
3. Сделать краткий конспект в тетради, используя материал учебника или предложенный ниже. Обращаю внимание тех, кто готовится сдавать ЗНО по биологии в будущем, обратить внимание на расширенный материал конспекта.
4. Просмотреть видео, которое поможет вам при подготовке к тестам.
5. Выполнить тесты и отправить мне на вайбер за телефоном в форме сообщения или при помощи смс сообщения( например: 1г,2а; з. 1 - а; 2 - в. и т. д.) . до конца следующей рабочей недели. С уважением Алла Ивановна.
Уточняю, конец следующей недели - 11.04.
Тема урока. Мировозренчские и научные взгляды на происхождение человека.
Задания.1. Вам необходимо рассмотреть материал параграфа 43, повторить материал параграфов 37 - 42.
Уточняю, конец следующей недели - 11.04.
Разноуровневые тесты по теме «Видообразование».
1. Расширение ареала вида, изоляция
входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции – причины:
1) экологического
видообразования
2) географического
видообразования
3) биологического регресса
4) биоритмов в природе
2. Географическое видообразование, в
отличие от экологического,
связано с:
связано с:
1) пространственной
изоляцией популяций
2) сезонной изоляцией
популяций
3) межвидовой и
межродовой гибридизацией
4) генными и геномными
мутациями
3. Разделение популяций одного вида по срокам
размножения может привести к:
1) популяционным волнам
2) конвергенции
признаков
3) усилению межвидовой
борьбы
4) экологическому видообразованию
4. Вследствие разрыва ареала происходит
видообразование:
1) экологическое
2) генетическое
3) географическое
4) на основе полиплоидии
5. Примером географического видообразования может служить формирование видов:
5. Примером географического видообразования может служить формирование видов:
1) вьюрков, обитающих на
Галапагосских островах
2) окуней, обитающих на
разной глубине водоёма
3) синиц, питающихся
разными кормами на общей территории
4) воробьев, обитающих в
разных районах города
6. При экологическом видообразовании, в
отличие от географического, новый вид возникает:
1) в результате
распадения исходного ареала
2) внутри старого ареала
3) в результате
расширения исходного ареала
4) за счет дрейфа генов
7. При географическом видообразовании
формирование нового вида происходит в результате:
1) распадения или
расширения исходного ареала
2) искусственного отбора
3) сужения нормы реакции
признаков
4) дрейфа генов
8. Процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств называется:
8. Процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств называется:
1) эволюцией
2) эволюционной теорией;
2) эволюционной теорией;
3) алопатрическим
видообразованием
4) симпатрическим видообразованием
4) симпатрическим видообразованием
9. Под влиянием каких факторов эволюции
происходит процесс экологического видообразования?
1) модификационной
изменчивости
2) приспособленности
3) естественного отбора
4) мутационной
изменчивости
5) борьбы за существование
6) конвергенции
10. Укажите последовательность процессов географического
видообразования:
1) распространение
признака в популяции
2) появление мутаций в
новых условиях жизни
3) пространственная
изоляция популяций
4) отбор особей с
полезными изменениями
5) образование нового
вида
11 . Какие утверждения относят к теории Ч.
Дарвина?
1) Внутри вида
расхождение признаков приводит к видообразованию.
2) Вид неоднороден и
представлен множеством популяций.
3) Естественный отбор —
направляющий фактор эволюции.
4) При создании сортов и
пород направляющим фактором служит искусственный отбор.
5) Внутреннее стремление
к совершенству — фактор эволюции.
6) Популяция — это
единица эволюции.
12. Укажите правильную последовательность этапов географического
видообразования:
1) распространение признака
в популяции
2) появление мутаций
3) изоляция популяций
4) сохранение в результате борьбы за
существование естественного отбора особей с полезными изменениями
13.04.
Тема урока. Мировозренчские и научные взгляды на происхождение человека.
Задания.1. Вам необходимо рассмотреть материал параграфа 43, повторить материал параграфов 37 - 42.
2. Выучить основные понятия темы, которые выделены в тексте параграфа жирным шрифтом
3. Выполнить в тетради обобщающие задания к теме " Эволюция органического мира" (с. 172 - 173). Выполненные задания отправить мне на Вайбер в форме сообщения ( например: 1г, 2а; з. 1 - а; 2 - в. и т. д.) . до конца недели. Последний срок сдачи 17.04.
С уважением Алла Ивановна.
3. Выполнить в тетради обобщающие задания к теме " Эволюция органического мира" (с. 172 - 173). Выполненные задания отправить мне на Вайбер в форме сообщения ( например: 1г, 2а; з. 1 - а; 2 - в. и т. д.) . до конца недели. Последний срок сдачи 17.04.
С уважением Алла Ивановна.
Элементарные эволюционные факторы
Элементарные факторы эволюции — факторы, изменяющие генетическую структуру популяции.
Элементарные факторы эволюции — факторы, изменяющие генетическую структуру популяции.
К основным элементарным факторам эволюции относят мутационный
процесс, комбинативную изменчивость, популяционные волны и дрейф генов, изоляцию,
естественный отбор.
Мутации — скачкообразные
и устойчивые изменения признаков, передающиеся по наследству.
Мутационный процесс приводит к возникновению новых генов. В результате
мутации возможен переход гена из одного состояния в другое (A→a) или его изменение (A→C).
Мутационный процесс не обладает направленностью и без участия других
факторов эволюции не может направлять изменение природной популяции. Он лишь
поставляет элементарный эволюционный материал для естественного отбора.
Комбинативная изменчивость — образование
новых комбинаций уже существующих генов.
Обеспечивает фенотипическое разнообразие особей в популяции и тоже является
источником материала для естественного отбора.
Волны жизни — периодические
и непериодические колебания численности популяции.
Причины популяционных волн:
периодические изменения экологических факторов
(сезонные колебания температуры, влажности и т. д.);
непериодические изменения (природные катастрофы);
заселение видом новых территорий (сопровождается
резкой вспышкой численности).
В качестве эволюционного фактора популяционные волны выступают в
малочисленных популяциях, где возможно проявление дрейфа генов.
Дрейф генов — случайное
ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях.
Если популяция небольшая, то в результате случайных событий частоты
некоторых аллелей могут значительно изменяться. При резком уменьшении
численности популяции (например, в результате сокращения кормовых ресурсов,
пожара и т. д.) остаться в живых могут особи с редкими генотипами. Если в
дальнейшем популяция восстановится за счёт этих особей, то
частоты сохранившихся генотипов в генофонде популяции
возрастут.
Значит, популяционные волны и дрейф генов создают материал для
естественного отбора.
Изоляция — возникновение
факторов, препятствующих свободному скрещиванию.
Между изолированными популяциями прекращается обмен генетической
информацией, поэтому различия генофондов популяций увеличиваются и
закрепляются. В каждой из популяций происходят разные изменения, и они
постепенно превращаются в разные виды.
Различают пространственную и биологическую изоляцию.
Пространственная (географическая) изоляция связана с географическими препятствиями. Это могут быть водные
преграды, горы, пустыни, дороги, а для малоподвижных популяций — просто большие
расстояния.
Биологическая изоляция обусловлена биологическими различиями между
особями. Различают четыре вида биологической изоляции: экологическую,
этологическую, морфофизиологическую и генетическую.
Экологическая изоляция связана со смещением сроков цветения,
спаривания, нереста или с разными местами размножения. Этологическая
изоляция обусловлена различиями в поведении особей в брачный
период. Морфофизиологическая изоляция обусловлена различиями в
размерах особей или в строении органов размножения, что препятствует
спариванию и оплодотворению. Генетическая изоляция связана с
хромосомными и геномными перестройками, которые препятствуют свободному
скрещиванию особей.
Эволюционное значение изоляции состоит в том, что она закрепляет и
усиливает генетические различия между популяциями.
Изменения частот генов и генотипов, вызванные рассмотренными выше факторами
эволюции, носят случайный и ненаправленный характер.
Обрати внимание!
Направляющим фактором эволюции
является естественный отбор.
Механизм видообразования
Выделяют три основных пути видообразования.
Выделяют три основных пути видообразования.
Первый из них — простое преобразование видов. В ходе эволюции вид A меняется и
превращается в вид B. Такой процесс называется филетическим видообразованием.
Число видов при этом не увеличивается.
Второй путь называется гибридогенным. Он связан со
слиянием двух существующих видов A и B и образованием
нового вида C. Виды A и B в таком случае могут сохраняться.
Третий путь видообразования обусловлен дивергенцией, т. е. разделением
одного предкового вида на несколько новых видов. Этим путём, в основном, и
шла эволюция жизни на Земле.
Дарвин доказал, что в природе постоянно происходит процесс возникновения новых видов на основе существующих под влиянием движущих сил эволюции. Он рассматривал только дивергентный путь видообразования. Филетический и гибридогенный пути были открыты позже.
Согласно современным представлениям об эволюции, образование нового вида
происходит в пределах популяции — элементарной единицы эволюции.
Популяции являются генетически открытыми системами. И пока между ними
происходит обмен генами в результате миграции особей, вид остаётся
единой генетически закрытой системой. Возникновение изоляции между двумя
популяциями приводит к накоплению в них различий, препятствующих скрещиванию
особей. Популяции становятся генетически закрытыми системами и, значит, новыми
видами.
Видообразование — эволюционный
процесс превращения генетически открытых систем (популяций) в генетически
закрытые системы (новые виды).
Видообразование — это сложный и длительный процесс, включающий
промежуточные стадии.
Действие изоляции ненаправленное, но является обязательным условием
усиления генетических различий между популяциями. Если изоляция
продолжается долго, то разнонаправленный естественный отбор приводит к
расхождению признаков популяций — дивергенции.
В результате популяции превращаются в разновидности или расы. Сохранение изоляции
приводит к усилению различий между разновидностями, и они превращаются в подвиды. Если усиление
различий между подвидами будет препятствовать их скрещиванию, значит, они стали
генетически закрытыми системами. Между ними возникла репродуктивная изоляция.
Подвиды превратились в новые виды.
Факторами видообразования являются:
·
предпосылки эволюции: мутационная и комбинативная изменчивость,
популяционные волны, дрейф генов, изоляция;
·
движущие силы эволюции: борьба за существование, естественный отбор.
Аллопатрическое и симпатрическое видообразования
При изоляции в популяциях возникают и накапливаются генетические различия. Если изоляция продолжается достаточно долго, то таких изменений становится все больше и больше, и может начинаться процесс видообразования.
При изоляции в популяциях возникают и накапливаются генетические различия. Если изоляция продолжается достаточно долго, то таких изменений становится все больше и больше, и может начинаться процесс видообразования.
В зависимости от формы изоляции популяций выделяют два способа
видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.
Видообразование,
которое происходит благодаря географической изоляции, называют аллопатрическим, или географическим.
При аллопатрическом видообразовании новые виды возникают вследствие
разделения ареала популяций исходного вида реками, морями, горами,
пустынями и другими физическими преградами.
В результате изоляции между ними прерывается обмен генами. Возникновение
генетических различий постепенно приводит к неспособности особей из разобщённых
популяций к скрещиванию, что в дальнейшем становится причиной образования новых
видов.
Примеры:
·
возникновение видов ландыша в Европе и на Дальнем
Востоке, связанное с разделением исходного ареала на части при наступлении
ледника;
·
наличие двух подвидов американской белки и трёх
подвидов голубой сороки, обитающих в разных районах Северной Америки;
·
возникновение синицы серой в азиатской части
ареала синицы большой.
Видообразование, которое происходит благодаря биологической изоляции,
называется симпатрическим.
При наличии биологической изоляции популяции одного вида находятся в
пределах исходного ареала, но не могут скрещиваться в силу биологических
различий между их особями. Новый вид образуется в том же ареале.
Выделяют экологическое и внезапное симпатрическое видообразование.
Причиной экологического видообразования является экологическая изоляция,
которая связана со смещением сроков цветения, спаривания, нереста или с
разными местами размножения.
Примеры:
в африканском озере Виктория обитает
более 500 видов рыб циклид, которые отличаются друг от друга по внешнему виду,
образу жизни, поведению;
образование сезонных рас некоторых
растений (большого погремка, белой мари), различающихся по срокам цветения;
сосуществование сезонных рас с разными
сроками нереста у ряда видов рыб (сельди, окуня, сазана и др.);
наличие в центральной полосе
нескольких видов синиц, отличающихся пищевой специализацией.
Примеры:
сосуществование форм картофеля,имеющих 12, 24, 48 и 72 хромосомы;
сосуществование форм картофеля,имеющих 12, 24, 48 и 72 хромосомы;
наличие форм розы большелистной
с 14 и 28 хромосомами;
наличие в одном ареале диплоидной, триплоидной и тетраплоидной рас земляники лесной.
1. Прочитать параграфы 44 - 46.
2. Знать понятия , выделенные в параграфе жирным шрифтом.
3. Выполнить письменно в тетради обобщающие задания по теме " Разнообразие" ( с.180 - 181, учебник) и переслать мне на Вайбер по 03.05 включительно в виде сообщения.
наличие в одном ареале диплоидной, триплоидной и тетраплоидной рас земляники лесной.
28.04.
Тема урока. Разнообразие.
1. Прочитать параграфы 44 - 46.
2. Знать понятия , выделенные в параграфе жирным шрифтом.
3. Выполнить письменно в тетради обобщающие задания по теме " Разнообразие" ( с.180 - 181, учебник) и переслать мне на Вайбер по 03.05 включительно в виде сообщения.
12.05
Тема урока.
Экосистема. Разнообразие экосистем. Пищевые связи.Биотические, абиотические и антропогенные факторы.
Экосистема. Разнообразие экосистем. Пищевые связи.Биотические, абиотические и антропогенные факторы.
1. Прочитать параграфы 47 - 49.
2. Знать понятия , выделенные в параграфе жирным шрифтом.
3. Просмотреть видео для закрепления д.з.
4. Выполнить тесты и переслать мне на Вайбер до 15.05.
Задания: 1. Прочитать параграфы 51 - 52.
2. Знать понятия , выделенные в параграфе жирным шрифтом.
3. Просмотреть видео для закрепления д.з.
4. Выполнить тесты и переслать мне на Вайбер до 15.05.
Тема: Экосистема.
1. Термин экология ввел в науку:
A. Ж. Б. Ламарк; B. Карл Линней; C. А. И. Опарин;
D. Э. Геккель; E. Ч. Дарвин.
2. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с
окружающей средой:
A. Ботаника; B. Энтомология; C. Эмбриология; D. Биология;
E. Экология.
E. Экология.
3. Абиотический фактор:
A. Свет; B. Естественный отбор; C. Борьба за существование;
D. Хищничество; E. Нет правильного ответа.
4. Назовите компоненты следующей трофической цепи
" осина - заяц - лиса»:
" осина - заяц - лиса»:
A. Продуцент - консумент I порядка - консумент II порядка;
B. Консумент I – продуцент- консумент II;
C. Редуцент – продуцент- консумент II;
D. Продуцент - консумент I – редуцент;
E. Консумент II – консумент I – продуцент.
5. Назовите экологический фактор, связанный с деятельностью человека:
A. Биотический; B. Антропогенный; C. Абиотический;
D. Антропогенный и
абиотический; E. Биотический и абиотический.
6. Консументами первого порядка питаются
A. Растения; B. Грибы; C. Растения и хищники; ; D. Хищники;
E. Нет правильного ответа.
7. Круговорот этого элемента связан с процессом фотосинтеза
7. Круговорот этого элемента связан с процессом фотосинтеза
A. Водород; B. Углекислый газ; C. Азот; D. Гелий; E. Кислород.
8. Приспособительные реакции организма называются:
A. Адаптация; B. Раздражимость; C. Приспособленность;
D. Преобразование; E. Нет правильного ответа.
9. Сообщество организмов, населяющее данную территорию, называют:
A. Популяцией; B. Вид; C. Биоценозом; D. Биосфера; E. Стадо.
10. К Автотрофным организмам относятся:
A. Консументы 1 порядка; B. Продуценты; C. Редуценты;
D. Консументы 2 порядка; E. Редуценты и продуценты.
D. Консументы 2 порядка; E. Редуценты и продуценты.
11. Гетеротрофные организмы, потребляющие органические вещества
растений:
A. Редуценты; B. Продуценты; C. Консументы второго порядка;
D. Консументы и редуценты; E. Консументы первого порядка.
12. Организмы, осуществляющие распад органических веществ в
биогеоценозе, это:
A. Редуценты; B. Продуценты; C. Консументы; D. Продуценты и редуценты; E.
Консументы и продуценты.
13. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
A. Биотического; B. Абиотического; C. Антропогенного;
D. Антропогенного и Биотического; E. Нет правильного ответа.
14. Взаимоотношение между видами со сходными экологическими требованиями:
A. Борьба за существование; B. Конкуренция; C. Естественный отбор;
D. Приспособленность; E. Адаптация.
Тема урока. Стабильность экосистемы. биосфера,защита и охрана биосферы.
15.05
Задания:
2. Знать понятия , выделенные в параграфе жирным шрифтом.
3. Выполнить письменно в тетради обобщающие задания по теме " Надорганизменные биологические системы" с 1 по 14 ( с.200 - 201, учебник) и переслать мне на Вайбер 19 .05 включительно в виде сообщения.
2. Знать понятия , выделенные в параграфе жирным шрифтом.
3. Просмотреть видео по ссылке для закрепления д.з.
https://www.youtube.com/watch?v=mZ7kbJkLwoQ
4. Выполнить "Обобщающие задания" по учебнику ( С. 218 - 219) и переслать мне на Вайбер до 26.05.
3. Выполнить письменно в тетради обобщающие задания по теме " Надорганизменные биологические системы" с 1 по 14 ( с.200 - 201, учебник) и переслать мне на Вайбер 19 .05 включительно в виде сообщения.
21.05
Тема урока. Биология как основа биотехнологии и медицины.
Задания.
1. Прочитать параграфы 53 - 57.Задания.
2. Знать понятия , выделенные в параграфе жирным шрифтом.
3. Просмотреть видео по ссылке для закрепления д.з.
https://www.youtube.com/watch?v=mZ7kbJkLwoQ
4. Выполнить "Обобщающие задания" по учебнику ( С. 218 - 219) и переслать мне на Вайбер до 26.05.
Комментариев нет:
Отправить комментарий